Новости

Новости компании

Борьба с некачественными товарами и контрафактными предметами гардероба началась в России еще пару лет назад. Ранее в 2019 году внедрению новшеств по маркировке подверглась обувная сфера. В тот момент система учета была не готова к такому объему информации и сроки начала работы по новым правилам неоднократно переносились. В 2021 году под прицелом Минпромторга оказалась фэшен-индустрия.

В первую очередь предпринимателям поручили провести маркировку остатков продукции подконтрольных категорий по состоянию на 1 января. Датой окончания этой процедуры было назначено 1 мая 2021 года. Но представители бизнеса столкнулись с множеством проблем, способствующих задержке выполнения поручений Минпромторга. Что именно повлияло на процесс работы по маркировке товаров легкой промышленности можно узнать в статье.

Учитывая опыт затянувшегося обновления работы обувной сферы, представители легпрома надеются на продление сроков маркировки. Препятствий, с которыми столкнулись предприниматели, оказалось достаточно много – от обучения персонала до закупки специального оборудования и его технического обслуживания. На что следует обратить внимание, чтобы успеть в срок, не полагаясь на временные льготы, подскажет статья.

Продление сроков маркировки остатков продукции легкой промышленности

Участники рынка изделий легпрома, которые начали маркировать с 1 января 2021, смогли немного передохнуть. Причина — отсрочка, которую бизнес ждал почти полтора месяца. Правительство РФ одобрило продление сроков маркировки остатков продукции легкой промышленности. Предприниматели получили дополнительное время — до 1 мая 2021.

Правда, финальный этап процедуры усложнился. Заказ маркировочных кодов на остатки становился доступен только после представления товарных описаний по полному атрибутивному составу (расширенной схеме). Хранить изделия без идентификаторов DataMatrix, приобретенные до 1 января 2021 в целях дальнейшей реализации, можно было тоже до 1 мая.


Напоминаем! Правила обязательной процедуры не распространяются на ряд предпринимателей и компаний, которые:

  • приобретают предметы гардероба не на продажу;
  • выполняют доставку товара конечному потребителю от лица стороннего продавца (например, курьеры);
  • будучи посредниками, торгуют продукцией, принадлежащей сторонней компании, — дистанционно или по образцам;
  • предоставляют услуги по логистическому сопровождению грузов;
  • выполняют предпродажную подготовку заказов, например, сборку и упаковку;
  • оказывают комиссионерские и агентские услуги согласно соответствующим договорам.

Категории одежды, подконтрольные «Честному ЗНАКу» с кодами ТН ВЭД:

  • машинный или ручной трикотаж для девочек и женщин — 6106;
  • верхняя одежда для людей любого пола и возраста — 6201–6202;
  • предметы гардероба из кожи, включая спецодежду — 4203 10 000.

Выставочные образцы, которые не предназначены для продажи, маркировать не нужно. Ссылка на постановление Минпромторга, продлевающее срок маркировки остатков одежды, в конце статьи.

Продление сроков маркировки остатков одежды — результаты и позиция бизнеса

Льгота, предоставленная бизнесу, истекла. Сроки маркировки товарных остатков одежды и других изделий легкой промышленности продлили только до 1 мая 2021. Но успели ли российские предприниматели снабдить идентификаторами DataMatrix остатки продукции? Основатель петербургского бренда одежды Gates13 Денис Шевченко считает процедуру «заградительным барьером» для «новичков», по его мнению, подготовка требует:

  • значительных финансовых затрат — на оборудование, программное обеспечение, которые должны отвечать требованиям «Честного ЗНАКа», и подключение к услугам оператора ЭДО (электронного документооборота);
  • трудозатрат: продукцию необходимо маркировать, а сведения о ней и об операциях с ней вносить в базу системы прослеживания;
  • изделия без идентификаторов невозможно продать — их не примут ни розничные магазины, ни онлайн-маркетплейсы типа Wildberries или Ozon.

Главный негативный фактор — время. Несмотря на поэтапное введение процедуры и продление сроков маркировки остатков одежды до 1 мая, сделать это успели не все. Предприниматель должен не только разобраться в тонкостях работы системы прослеживания, но и сделать все правильно. Ошибка может стоить ему бизнеса.

Помимо сложностей, возникающих на этапах подготовки и регистрации, существует ряд условий, отнимающих драгоценное время. Продавцам или менеджерам магазинов приходится менять:

  • выцветшие, порванные этикетки;
  • поврежденные при примерках ценники;
  • ярлыки, утраченные покупателями, которые решили сделать возврат.

Изделие при этом придется перемаркировывать — то есть заказывать в «Честном ЗНАКе» новый идентификатор. В случае с возвратом необходимо заново вводить товар в оборот. Все эти операции отнимают время.

Среди прочих обстоятельств, усложняющих работу предпринимателей, Денис Шевченко назвал еще один, на первый взгляд неочевидный: регулярные сбои серверов ЦРПТ (Центра развития перспективных технологий). На них в свое время жаловались и участники фармотрасли. Из-за программных ошибок до сервера ЦРПТ невозможно «достучаться» по несколько часов, а то и суток. Есть покупатель, готовый приобрести изделие, предмет гардероба — в наличии, но продать его нельзя — система «висит».

Основательницы модного бренда Nearly Naked Ирина Кукшева и Елизавета Буйнова столкнулись с другими проблемами. Их магазины начали маркировать обувь еще в 2019. В то время архитектура системы прослеживания была «сырой» и только выстраивалась. При этом рынок услуг не успел «обрасти» специалистами, готовыми предоставить качественное сопровождение работы с «Честным ЗНАКом». Обратиться за помощью было не к кому, а саппорт ЦРПТ реагировал на запросы с колоссальными задержками. Владелицы Nearly Naked отметили следующие негативные моменты:

  • медленную обработку обращений;
  • автоматизированные и недостаточно информативные, шаблонные ответы;
  • лаги, сбои и зависания личного кабинета в «Честном ЗНАКе».

Пресс-служба ЦРПТ эту критику решительно отвергает. По словам представителей Центра, информационная площадка функционирует исправно, систематически обновляется, масштабируется и модернизируется. Санитарные работы, которые проводятся на серверах, никак не должны и не могут мешать пользователям. С точки зрения экспертов ЦРПТ, все проблемы, возникающие у пользователей, — из-за слабой погруженности в процесс. Участники рынка склонны откладывать маркировку товаров до последнего. Специалисты «Честного ЗНАКа» напоминают: на веб-портале размещено множество руководств и видеоинструкций по работе с системой. К услугам пользователей — обучающий центр и круглосуточная служба техподдержки: операторы отвечают на звонки в течение 8 секунд (в среднем).

Среди обстоятельств, отягчающих бремя участников системы прослеживания, локдаун. В такой ситуации даже трех месяцев отсрочки недостаточно. Импортерам изделий легпрома особенно тяжело. Им приходится печатать наклейки с идентификаторами или собирать коды DataMatrix в архив и отправлять их зарубежному производителю. Лично проконтролировать процесс нельзя — под угрозой распространения коронавируса въезд во многие иностранные государства ограничен или закрыт. Любые ошибки, совершенные персоналом компании-экспортера в процессе маркировке товара, сулят арест всей партии российскими таможенниками — при ввозе на территорию страны. Чтобы решить проблему, импортерам приходится ехать на транзитный склад и перемаркировывать вручную сотни упаковок с одеждой. На все это тоже нужно время.

Импортеры перечислили основные проблемы, с которыми вынуждены сталкиваться:

  • увеличились (на двое суток) сроки прохождения таможни и количество документов, которые логистам нужно составить, а сотрудникам таможни — проверить;
  • из-за простоев продукции на транзитных складах откладываются старты промо и рекламных кампаний;
  • товар приходится заказывать небольшими партиями — производители берут их последними.

Создатель бренда одежды UShatava Алиса Ушакова поделилась с прессой подробностями. Недельные задержки зарубежных поставок ввергли в стресс всю ее команду, все же вовремя справившуюся с ситуацией. Компании пришлось сменить контрагентов. Новые партнеры уже научились работать с системой прослеживания и наладили все соответствующие бизнес-процессы. При этом стоимость их услуг выше, чем прежних, а изменения в работе предприятия также потребовали времени.

Евгений Левитин, основатель бренда одежды NNedre, подчеркивает значимость затрат, связанных с модернизацией бизнес-инфраструктуры. Дело не в стоимости самих маркировочных кодов (всего 50 копеек без НДС), а в расходах на оборудование — 2D-имиджеры, принтеры этикеток, новые онлайн-кассы (или перепрошивка уже установленных). В штат компании дополнительно нанимаются специалисты, знающие, как работать с системой «Честный ЗНАК». Еще одна статья расходов — оплата подорожавших услуг логистических компаний: времени на обработку груза уходит больше. Затраты предпринимателей растут, но цены повышать бессмысленно — в условиях локдауна целевая аудитория и так «затянула пояса» и не готова платить больше прежнего.


Владельцы устоявшихся на рынке брендов одежды считают, что маркировка серьезно усложнила вход «новичкам», которые сделали ставку на производстве и реализации верхней одежды и белья. Штрафы за отсутствие идентификаторов на изделиях не так уж и велики. Главная проблема — конфискация контрафакта. Дело в том, что объектом санкций может стать даже добросовестно, но некорректно промаркированная товарная партия. Изделие с «нечитабельным» для сканера кодом DataMatrix тоже считается контрафактным. Предприниматель может стать банкротом, если потеряет неправильно промаркированную партию, в которую вложил все или почти все оборотные средства.

Есть мнение, что обязательная маркировка спровоцировала появление нового рынка. Компании, предоставляющие сопровождение по работе с «Честным ЗНАКом», стали настоящими палочками-выручалочками. Их сервисы включают множество востребованных услуг:

  • интеграцию «1С» с системой прослеживания;
  • инструктаж персонала компании-клиента по работе с «Честным ЗНАКом»;
  • подключение к системам ЭДО;
  • «предмаркировочный» аудит и модернизацию инфраструктуры бизнеса;
  • подбор, поставку и настройку подходящего оборудования и софта;
  • перепрошивку и обслуживание онлайн-касс и другое.

Важно! Мы готовы предоставить все вышеперечисленные опции и сэкономить вам время и нервы. Среди наших клиентов, в том числе и представители фешен-ретейла. Обратитесь к нашим специалистам, оставив заявку на сайте. Они свяжутся с вами в удобное время.

Практически все участники фешен-индустрии признают пользу и необходимость обязательной маркировки. Несмотря на сложности, процедура даст положительный эффект в среднесрочной перспективе:

  • рынок очистится от подделок;
  • бизнес получит возможность вести честную конкуренцию на равных условиях;
  • минимизируются случаи воровства среди персонала.

Руководить Yolka Label Дмитрий Дерябин поделился распространенным кейсом. Одинаковые предметы гардероба, например, куртки, раньше снабжались одними и теми же штрихкодами. Во время инвентаризации продавец мог отсканировать каждый пять раз подряд, чтобы в центральном офисе не зафиксировали кражу. Розница теряла на этой схеме миллионы рублей ежегодно. С внедрением обязательной маркировки такой деструктивный сценарий просто перестал работать.

Продлят маркировку остатков одежды в 2021 году еще раз

Возможно. По крайней мере, маркировку остатков обуви продлевали дважды. Услышит ли на этот раз власть пожелания представителей фешен-индустрии, пока неизвестно. Последние новости, опубликованные на сайтах Минпромторга и «Честного ЗНАКа», не содержат информации о повторном продлении сроков маркировки остатков одежды, текстиля и других товаров легкой промышленности.

Прецедент с обувью вселяет надежды. Так, домаркировку остатков в системе прослеживания открывали повторно — аж до 1 июня 2021. Принципы работы рынков обуви и одежды очень похожи. Специфика предусматривает использование одних и тех же механизмов и бизнес-инструментов. Следовательно, участники оборота изделий легпрома сталкиваются с проблемами коллег — обувщиками.


Возврат к списку