Изменения ФЗ-54

С 2003 года правила применения контрольно-кассовой техники в РФ устанавливает ФЗ-54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчётов с использованием платёжных карт» (далее – ФЗ-54).

Этот раздел посвящён проекту изменений, вносимых сегодня в ФЗ-54. Мы постарались выделить самые важные моменты, которые необходимо знать предпринимателю, применяющему контрольно-кассовую технику.

Что будет с вступлением в силу новой редакции закона? Нужно ли будет менять существующий парк оборудования? Кто такие «ОФД» и куда пропало понятие ЦТО? Ответы на все часто задаваемые вопросы – у нас!

Проект изменений – уже закон?

Нет, проект изменений – это документ, содержащий изменения, предложенные его разработчиками к рассмотрению общественностью и законодательными органами.

Текст проекта

Озвучены сроки вступления в силу нового законопроекта 54-ФЗ

В последней редакции документа озвучены основные сроки вступления в силу поправок в закон "О применении контрольно-кассовой техники".

 

Перейти на новую технику и добровольно начать передавать данные в ФНС можно будет уже с апреля 2016 года по февраль 2017 года. Это позволит заблаговременно наладить работу и подготовиться вступлению законодательных требований 54-ФЗ в полную силу.

Предполагается, что использовать старую контрольно-кассовую технику можно вплоть до июля 2017, но зарегистрировать или перерегистрировать её необходимо до февраля 2017 года.

С февраля 2017 к регистрации принимается только новое оборудование с обязательной передачей данных в ФНС.

Источник: последняя редакция закона на сайте Госдумы (Законопроект № 968690-6).



На данный момент проект изменений прошел стадию общественных обсуждений и находится в процессе внесения правок и подготовки к дальнейшему обсуждению государственными регулирующими органами.

 

Предложенные изменения

Новая схема взаимодействия

Старая схема взаимодействия:



По действующей схеме взаимодействия владелец бизнеса приобретает фискальную технику у производителя или в Центре Технического Обслуживания (ЦТО), затем в обязательном порядке заключает договор с ЦТО на сервисное обслуживание ККТ. При этом клиент напрямую взаимодействовал с ФНС (регистрация, постановка на учёт, сдача отчётности с личным присутствием, как владельца бизнеса, так и механика со стороны ЦТО).

Новая схема взаимодействия:

В новой схеме звено «Центр Технического Обслуживания» становится не обязательным. Но осуществление сервиса все равно остаётся за ними. Пользователь приобретает оборудование у производителя или его дистрибутора, может самостоятельно поставить оборудование на учёт в налоговые органы без участия ЦТО, заключает договор на передачу данных с одним из ОФД, который будет взаимодействовать с ФНС.

Регистрация в ФНС

Заявление о регистрации (перерегистрации, снятии с регистрационного учета) контрольно-кассовой техники помимо личного визита в ФНС, можно будет направить в виде электронного документа, что упростит данный процесс.

Как будет происходить передача данных онлайн?

Многие предприниматели давно перешли от сдачи отчётности на бумажном носителе к представлению отчетности в электронной форме. Это действительно не только экономит время и силы сотрудников, но и сокращает вероятность возникновения ошибки и разбирательств с ФНС.

Передача данных осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота. Всё это знакомо, не так ли?

Вот и к кассовой технике будет применена подобная схема – кассовый программно-технический комплекс будет передавать данные каждого оформленного чека в виде электронного документа Оператору Фискальных Данных (далее – ОФД), который в свою очередь будет накапливать, хранить и передавать эти данные в ФНС.

А если нет связи?

В отдалённых от сетей связи местностях (перечень будет утверждён органом государственной власти субъекта Российской Федерации) организации и индивидуальные предприниматели смогут применять контрольно-кассовую технику без необходимости передачи фискальных данных в налоговые органы в электронном виде.

Нужно ли менять все кассы?

В соответствии с проектом изменений появились новые требования к контрольно-кассовой технике, но это совсем НЕ означает необходимость полной замены всего парка оборудования. Парк оборудования может быть модернизирован производителем фискальной техники или его представителем для большинства моделей ККТ.

ЭКЛЗ или фискальный накопитель?

Как известно, сейчас для ведения полноценного учёта доходов для исчисления налогов используется электронная контрольная лента защищенная (ЭКЛЗ) — техническое устройство, обеспечивающее защищенную от коррекции регистрацию и долговременное хранение информации о каждом из проведенных с использованием ККМ денежном расчете.

В предлагаемой обновлённой редакции закона, понятие «ЭКЛЗ» исчезает. Вместо него появляется «Фискальный накопитель».

Фискальный накопитель – шифровальные (криптографические) средства защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащие ключ фискального признака, обеспечивающие запись перечня фискальных данных, в некорректируемом виде, их энергонезависимое долговременное хранение, формирование фискального признака, аутентификацию электронных документов, направляемых в контрольно-кассовую технику оператором фискальных данных, а также при необходимости пользователя обеспечивающие шифрование фискальных данных, в целях обеспечения конфиденциальности информации, передаваемой оператору фискальных данных.

Что войдёт в обязанности ОФД?


Оператор фискальных данных будет обязан:
  • передавать в контрольно-кассовую технику, осуществившую передачу ему в виде электронного документа кассового чека, отчета о фискализации, открытии и закрытии смены, закрытии фискального накопителя, подтверждение о получении указанного документа, подписанное фискальным признаком;
  • осуществлять ежедневную передачу в адрес налогового органа фискальных данных,
  • предоставлять налоговому органу доступ к фискальным данным в режиме реального времени, а также предоставлять эти данные налоговому органу;
  • обеспечивать возможность проверки факта применения контрольно-кассовой техники организацией через интернет, а также возможность проверки достоверности оформленного кассового чека в виде электронного документа;
  • осуществлять в случае, если это предусмотрено договором между оператором фискальных данных и пользователем, передачу копий кассовых чеков в виде электронных документов с указанием в качестве адреса электронной почты отправителя – адреса ОФД;
  • предоставлять по интернету на безвозмездной основе любому лицу, предоставившему номер кассового чека, реквизиты и ФИО, а также адрес места жительства, кассовый чек или бланк строгой отчетности в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью оператора фискальных данных.

Что войдёт в обязанности владельца ККТ?


Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:

  • заключить договор (контракт) с оператором фискальных данных на обработку фискальных данных,
  • применять исправную контрольно-кассовую технику, обеспечивающую запись фискальных данных для каждого расчета в фискальном накопителе и передачу этих данных оператору фискальных данных в электронном виде.

За достоверность и бесперебойность передачи данных отвечает владелец ККТ?

Нет! Ответственность за сбой может лечь как на плечи владельца ККТ, так и на Оператора Фискальных Данных, с которым он работает – всё будет зависеть от того, в какой именно момент информация «застряла». Если с фискальной техники клиента был отправлен кассовый документ, а в ответ получено подтверждение о его получении со стороны ОФД, то владелец ККТ не несёт никакой ответственности за несоблюдение ФЗ.

Главная задача владельца ККТ – следить за тем, чтобы фискальные документы не только исправно отправлялись в ОФД, но и доходили до него (по получаемым электронным подтверждениям).

Можно ли доверять передачу данных ОФД?

Конечно, страшно доверять сторонней организации передачу в ФНС данных, на основании которых будет производиться исчисление налогов. Вдруг они предоставят недостоверную информацию?

Во-первых, передача данных будет производиться с использованием фискального признака (уникальной подписи каждого чека).

Во-вторых, при необходимости, передачу оператору фискальных данных электронных документов с фискальными данными можно осуществлять в зашифрованном виде.

Ну и, в-третьих, операторы фискальных данных будут лишаться разрешения на осуществление деятельности всего за три случая возникновения ошибки в процессе передачи и хранения информации.

Дайте два!

По требованию покупателя организации и индивидуальные предприниматели дополнительно к кассовому чеку, отпечатанному контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, обязаны передать покупателю его копию в виде электронного документа в незашифрованном виде на предоставленный покупателем адрес электронной почты.

Организации и индивидуальные предприниматели вправе поручить передачу покупателям копий кассовых чеков в виде электронных документов оператору фискальных данных. В этом случае в качестве адреса электронной почты отправителя должен быть указан адрес электронной почты оператора фискальных данных.

Что делать сейчас?

Оставаться в курсе актуальной информации о дальнейшей судьбе проекта закона.

Актуальную информацию вы всегда сможете найти: ссылка.

Что делает АТОЛ?

Компания АТОЛ, как один из наиболее опытных поставщиков фискальной техники на российском рынке, следит за важными для бизнеса законопроектами и изменениями, которые они привнесут.

FPrint – бренд, который за годы своего существования на рынке фискальной техники завоевал доверие и признание многих. Мы сделаем всё возможное, чтобы обеспечить пользователям нашего оборудования возможность модернизации их ККТ и обеспечим выпуск изделий соответствующих требованиям.